Накопительный фонд
Государственный резервный накопительный фонд — специальный денежный
фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды
снижения государственных доходов и/или для государственных нужд в долгосрочной
перспективе. Официальные названия подобных фондов бывают разными, наиболее
употребительные — стабилизационный фонд и фонд будущих поколений.
Резервные фонды создаются в тех государствах, бюджет которых сильно
зависит от конъюнктурных факторов, как правило, мировых цен на сырьевые товары.
Кроме того, некоторые страны накапливают средства в таких фондах на тот период,
когда недра будут истощены.
Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть
использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной
конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких цен на сырьё фонд позволяет
аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие
голландской болезни экономики.
Тезис об избыточных экспортных поступлениях может показаться парадоксальным.
Рост экспортной выручки приводит, как правило, к быстрому укреплению
национальной валюты. Само по себе такое укрепление не является угрозой для
экономики, однако постоянные колебания валютных курсов вслед за колебаниями
ценовой конъюнктуры создают макроэкономическую нестабильность и не позволяют
компаниям избрать определённую стратегию — приспосабливаться к низкому либо
высокому курсу. Кроме того, в условиях высоких административных барьеров и
сильного монополизма (что характерно для большинства стран-экспортёров ресурсов)
увеличение экспортных поступлений приводит к росту инфляции.
Помимо чисто экономических задач резервный фонд выполняет политическую задачу
предотвращения быстрого роста государственных расходов. Госрасходы, как правило,
невозможно оперативно уменьшить вслед за падением доходов. В результате в
периоды неблагоприятной конъюнктуры это может приводить к крупным дефицитам
госбюджета, невыполнению обещанных социальных обязательств и дефолту по
государственным долгам. Подобные последствия гораздо более разрушительны для
экономики, чем колебания объёма госбюджета сами по себе.
Необходимость создания резервных фондов является дискуссионной. Ряд экономистов
и политиков считают, что эффективнее не держать деньги в резерве, а использовать
их для импортных закупок, работающих на будущее страны: например, покупать
патенты и оборудование, оплачивать обучение студентов за рубежом и т. д. Такая
тактика позволяет избежать негативных последствий благоприятной конъюнктуры, не
прибегая к фактическому замораживанию средств в резервном фонде.
Так же, резервный фонд — это макроэкономический инструмент государства для
поддержания совокупного спроса в точке Кейнса и долгосрочного экономического
роста. Государство в своей макроэкономической политике сдерживает совокупный
спрос нации в моменты бурного экономического роста, дабы сдержать инфляцию, и
стимулирует спрос в годы стагнации, когда покупательская активность падает. В
годы стагнации государство может тратить больше денег, чем собирает налогов. Это
повысит совокупные расходы нации, позволит предприятиям не снижать производство
товаров и услуг и не увольнять своих сотрудников. Напротив, в момент инфляции
спроса государство уменьшает государственные расходы, дабы не стимулировать рост
цен. Разницу в доходах и расходах совокупного бюджета государство может хранить
в резервном фонде или брать в долг в иностранной валюте.
Средства резервных фондов размещают исключительно в иностранных активах (для
фонда Аляски — в активах вне этого штата). Причины этого состоят в том, что фонд
не может выполнять функцию независимого от состояния национальной экономики
резерва, если он будет размещён внутри страны. Во время экономических кризисов
национальная валюта и национальные ценные бумаги могут обесцениваться, и если
фонд размещён в национальных активах, то он обесценится тоже. Кроме того, в этом
случае средства фонда не смогут выполнять функцию стабилизации национальной
валюты, более того, они будут раскручивать инфляцию.
Средства резервных фондов размещают в надёжные ценные бумаги и иные активы
класса не ниже А. Это, как правило, государственные обязательства развитых стран
(класс ААА) и акции надёжных компаний. При приобретении государственных
обязательств, например облигаций, обеспечивается высокая надёжность, но низкая
доходность. При вложении в акции доходность повышается, но надёжность снижается.
Когда экономики развитых стран переживают кризисные явления, цены на сырьевые
товары могут падать вследствие снижения спроса. В результате резервный фонд
может понести убытки именно в тот момент, когда требуется использовать его
средства. Поэтому деньги фондов, стабилизирующих бюджет при колебаниях
конъюнктуры, вкладывают, как правило, только в гособлигации, а средства более
долгосрочных фондов будущих поколений — ещё и в акции.
В России при создании Стабилизационного фонда сложилась ситуация, когда
доходность фонда оказалась существенно ниже, чем стоимость обслуживания внешнего
долга страны. Эта парадоксальная, на первый взгляд, ситуация объясняется
следующим. Во-первых, о досрочном погашении внешнего долга удалось договориться
не со всеми странами (например, Германия технически не могла этого сделать, так
как на внешний долг РФ были выпущены облигации, имеющие множество владельцев).
Во-вторых, если потратить Стабилизационный фонд на выплату долга, то сохранится
опасность возникновения бюджетного дефицита в период низкой сырьевой
конъюнктуры. В последнем случае потери при размещении средств фонда в
низкодоходные инструменты являются, по сути, «страховым взносом» при
«страховании» госбюджета от дефицита.
Резервные фонды в разных странах
Аляска
Постоянный нефтяной фонд Аляски был создан в 1976 по итогам референдума среди
жителей штата. В фонд отчисляется 25% средств, полученных правительством штата
от нефтяных компаний (налоги, лицензии на бурение, плата за использование
нефтепровода), а часть прибылей идет на дивиденды жителям Аляски.
На конец 2005 года его объем составил $32 млрд., а дивиденды - $845 на человека.
Доходность фонда за последние пять лет была на уровне 5,78%. В состав портфеля
входят акции компаний США (35%), американские облигации (25%), бумаги других
стран (22%), недвижимость (10%) и прочие инвестиции (8%).
Азербайджан
Государственный нефтяной фонд Азербайджана, был основан 29 декабря 1999 го года.
В фонде сосредотачиваются средства полученные от экспорта нефти и газа а так же
от финансовой деятельности самого фонда. По данным на 1 апреля 2010 года в фонде
сосредоточено средств на общую сумму 16 миллиардов 243 миллиона 300 тысяч
долларов.
Венесуэла
В 1998 в Венесуэле был создан Фонд макроэкономической стабилизации.
Первоначально критерии наполнения фонда были сформулированы достаточно жёстко:
если мировая цена на нефть превышает нормативную ($14,7 за баррель), то каждый
доллар сверх этого идет в фонд. В дальнейшем правила перечисления средств в фонд
изменялись, а госбюджет сводился с постоянными дефицитом. К 2003 удалось
накопить $2,59 млрд., но правительство Уго Чавеса вскоре истратило эти деньги и
сейчас фонд фактически не функционирует.
Кувейт
В Кувейте существует два фонда - Бюджетный резервный фонд (c 1960) и Резервный
фонд будущих поколений (с 1976). В фонд будущих поколений перечисляются 10%
госдоходов (независимо от их происхождения и цен на нефть). К концу 2004 года
объем обоих фондов достиг $80 млрд. (около 170% ВВП). Характер размещения
средств фондов не разглашается, хотя известно, что деньги вкладываются в ценные
бумаги развитых стран. Именно из этих фондов Кувейт профинансировал
восстановление страны после войны 1990-1991 годов.
Нигерия
В сентябре 2004 правительство страны приняло решение создать Стабилизационный
фонд и перевести в него 50% нефтяной сверхприбыли за предыдущий год. Однако уже
в ноябре того же года из этих средств было изъято $280 млн., которые были
потрачены на компенсацию гражданам их затрат на бензин. Фонд так и не начал
функционировать.
Норвегия
В Норвегии в 1990 был создан Государственный нефтяной фонд. Он выполняет роль
как стабилизационного, так и «фонда будущих поколений». Порядок наполнения фонда
определяется правительством и ежегодно утверждается парламентом, в него идёт
около половины нефтяных доходов госбюджета.
На начало 2006 в фонде было накоплено $220 млрд. (75% ВВП). Доходность Нефтяного
фонда в 2005 составила 8,58%. В среднем за девять лет она составила 4,47%,
причем в 2001-2002 годах фонд терпел убытки. Около 46% средств фонда вложено в
акции, а остальное в облигации.
Правительство Норвегии проводит политику пополнения Государственного нефтяного
фонда очень жёстко. В результате связь между притоком нефтедолларов и бюджетными
расходами стала даже обратной: чем выше нефтяные цены, тем меньше бюджетные
расходы, и наоборот.
Оман
В Омане в 1980 году был создан Государственный резервный фонд, а в 1993 году -
ещё и Нефтяной фонд. При этом все нефтяные доходы при цене до $15 за баррель
идут в бюджет, следующие $2 за баррель - в Государственный резервный фонд,
следующие $0,5 за баррель - в Нефтяной фонд, а при цене свыше $17,5 за баррель
нефтяные сверхдоходы снова идут в бюджет. Однако фонды наполнить так и не
удалось, так как их средства постоянно шли на покрытие бюджетного дефицита.
В России Стабилизационный фонд существует с 2004. В него перечисляются
государственные доходы от добычи и экспорта нефти (в части экспортных пошлин и
налога на добычу полезных ископаемых) при превышении мировой цены на нефть
специально определённой «цены отсечения». То есть госбюджет получает средства,
как если бы цена нефть была равна «цене отсечения», а всё сверх этого идёт в
Стабилизационный фонд. Первоначально «цена отсечения» была установлена на уровне
$20 за баррель, затем была повышена до $27.
На 30 января 2008 года в Стабфонде насчитывалось $157,38 миллиард (3 851,80 млрд
руб.)МинФин
С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный
фонд $125,41 миллиард (3 069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния
$31,98 миллиард (782,8 млрд руб.).
Чили
Медный стабилизационный фонд Чили был создан в 1985. Ежегодно министерство
финансов Чили устанавливает ориентировочную (базовую) цену на медь. Если
реальная экспортная цена её превышает, то излишек доходов перечисляется из
бюджета в фонд. В начале 2006 в фонде было аккумулировано свыше $1 млрд.
2022 © kurs-dollar-euro.ru