Мотивация труда
Мотивация труда - внутренние стимулы отдельного человека или группы людей к трудовой деятельности. Мотивация труда делится на: материальную, моральную и административную.
Мотив самоутверждения — стремление
утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства,
честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то
стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его
уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации
престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус). Таким
образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и
неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный
мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и
развиваться.
Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на
героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив
побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для
подростков, которые пытаются копировать поведение других людей. Стремление
походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого человек
развивается и совершенствуется. Идентификация с другим человеком приводит к
повышению энергетического потенциала индивида за счет символического
«заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы,
вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир,
отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее. Наличие
образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого
пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, — важное условие
эффективного процесса социализации.
Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти
(потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил
человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе
(коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их
деятельность. Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия
многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом
власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это
мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные
трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради
саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того,
чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив. Менеджера к
деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или
отдельному коллективу, не чувство ответственности, то есть не социальные мотивы,
а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или
удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую
он возглавляет.
Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и
содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять
эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его
интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и
личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но
они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а
являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют
внешними, или экстринсивными. В случае же действия процессуально-содержательных
мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание
определенной деятельности. Например, человек занимается спортом, потому что ему
просто нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность
(смекалка и нестандартность действий в спорте также являются существенными
факторами успеха). Индивида побуждают заниматься спортом
процессуально-содержательные мотивы в том случае, когда вызывают удовлетворение
процесс и содержание игры, а не факторы, которые не связаны со спортивной
деятельностью (деньги, самоутверждение, власть и т. п.). Смысл деятельности во
время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой
деятельности (процесс и содержание деятельности являются тем фактором, который
побуждает человека проявлять физическую и интеллектуальную активность).
Экстринсивные (внешние) мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие
факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к
деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы,
которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные
факторы). Рассмотрим некоторые виды экстринсивных мотивов:
•мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
•мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
•стремление получить одобрение других людей;
•стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При
отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация)
существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести
деятельность, — к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;
•мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — побуждения,
вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут
возникнуть в случае невыполнения деятельности.
Если в процессе деятельности
экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, то есть
интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат
максимального эффекта. В случае действия экстринсивных мотивов привлекательна не
деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж,
слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к
деятельности.
Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию.
Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По
мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и
желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда
необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои
достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают
его на пути саморазвития. Таким образом, человек часто как будто «разрывается
между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и
безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой —
страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают
его движение вперед. А. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда
следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего
удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то
обычным и даже надоели. Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются
внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед
— это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Когда удается
актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации
к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать
мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на
возможность развиваться и совершенствоваться.
Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в
деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их
выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей,
навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем
мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает
ради достижения поставленных целей.
Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие
результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от
ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике,
а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает
сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких
результатов. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной
деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:
1.значимость достижения успеха;
2.надежда на успех;
3.субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
4.субъективные эталоны достижения.
Просоциальные (общественно значимые)
мотивы — мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности,
с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае
действия просоциальных мотивов происходит идентификация индивида с группой.
Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только
отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями. Личности,
которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи
нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых
ценностей, стремление реализовать групповые цели. Ответственные люди, как
правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют
профессиональные обязанности. Они считают, что от их труда и усилий зависит
общее дело. Менеджеру довольно важно актуализировать корпоративный дух среди
своих подчиненных, поскольку без идентификации с группой (фирмой), а именно — с
ее ценностями, интересами, целями достичь успеха невозможно. Общественный
деятель (политик), который больше других идентифицируется со своей страной и
живет ее проблемами и интересами, будет более активным в своей деятельности,
будет делать все возможное ради процветания государства. Таким образом,
просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и
ответственностью, являются важными в побуждении человека к деятельности.
Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его
активность в достижении общественно значимых целей.
Мотив аффилиации (от англ. affiliation — присоединение) — стремление к
установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту
и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения.
Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение,
захватывает, нравится человеку. Индивид, однако, может общаться и потому, что
пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми.
В таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством
удовлетворения других потребностей личности и с аффилиативной мотивацией ничего
общего не имеет. Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во
всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению.
Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных
неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае
невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать
требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки.
Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и
является принудительной. В случае действия негативной мотивации человека
побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и
стремление их избежать. Он рассуждает так: «Если я этого не сделаю, то меня
ожидают неприятности». Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной
мотивации.
Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны
актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:
•вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т. п.);
•материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии);
•социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой,
социальный остракизм);
•лишение свободы;
•физическое наказание.
Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния:
они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков)
только на период их действия. Негативная мотивация тем сильнее влияет на
человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания. Таким образом,
негативная мотивация, в том числе и наказание, — достаточно сильный
мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако
не лишенный многих недостатков и нежелательных последствий.
Механизмы формирования биологических мотиваций
Ведущую роль в
формировании биологических мотиваций играет гипоталамическая область мозга.
Здесь осуществляются процессы трансформации биологической (метаболической)
потребности в мотивационное возбуждение. Гипоталамические структуры мозга на
основе их влияний на другие отделы мозга определяют формирование обусловленного
мотивацией поведения.
2022 © kurs-dollar-euro.ru