Корпоративная культура
Корпоративная культура - совокупность ценностей и убеждений,
разделяемых работниками фирмы, которые предопределяют их поведение и характер
жизнедеятельности организации.
Корпоративная культура — совокупность моделей поведения, которые
приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней
интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов
организации. Компонентами корпоративной культуры являются:
•принятая система лидерства;
•стили разрешения конфликтов;
•действующая система коммуникации;
•положение индивида в организации;
•принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.
Виды корпоративных культур : «бейсбольная команда», «клубная культура»,
«академическая культура», «оборонная культура» («крепость») . Каждая из
вышеперечисленных культур имеет разный потенциал для поддержки состояния и
успеха компании и по-разному сказывается на карьере работников.
В «бейсбольной команде» ключевые успешные сотрудники считают себя «свободными
игроками», за них между работодателями ведется активная конкуренция на рынке
рабочей силы. Работников с невысокими личностными и профессиональными
показателями быстро увольняют по инициативе работодателей.
«Клубная культура» характеризуется лояльностью, преданностью и сработанностью
сотрудников, командной работой. Стабильные и безопасные условия способствуют
поощрению возраста сотрудников, опыта и должностного преимущества. Карьерный
рост происходит медленно и постепенно. От работника ожидают, что на каждом новом
уровне он должен постигнуть все тонкости данной работы и овладеть мастерством,
поэтому работники имеют широкий профессиональный кругозор.
В компании с «академической культурой» набирают новых молодых сотрудников,
которые проявляют интерес к долговременному сотрудничеству и согласны медленно
продвигаться по служебной лестнице. В отличие от «клубной культуры», работники
здесь редко переходят из одного отдела в другой или из одного направления в
другое. Основанием для поощрения и продвижения являются хорошая работа и
профессиональное мастерство. Подобная культура ограничивает широкое развитие
личности сотрудника и препятствует внутриорганизационной кооперации.
В «оборонной культуре» нет гарантии постоянной работы, нет возможности для
профессионального роста, так как компаниям часто приходится подвергаться
реструктуризации и сокращать свой персонал, чтобы адаптироваться к новым внешним
условиям. Такая культура губительна для работников, но при этом представляет
прекрасные возможности для некоторых уверенных в своих силах менеджеров, которые
любят принимать вызов.
Позитивные и негативные корпоративные культуры
В зависимости от
характера влияния корпоративной культуры на общую результативность деятельности
предприятия выделяют «положительную» (в некоторых источниках «позитивную») и
«отрицательную» («негативную») культуры. Культура организации положительна, если
она способствует эффективному решению проблем и росту производительности,
стимулирует результативность деятельности предприятия и/или его развитие,
является источником принятия грамотных управленческих решений. Отрицательная
культура — источник сопротивления и общего хаоса, может препятствовать
эффективному процессу принятия решений, общему функционированию предприятия и
его развитию.
Позитивная культура характеризуется следующими особенностями
социально-трудовых отношений:
1.Восприятие сотрудником себя как субъекта, чья профессионально-трудовая
деятельность влияет на общую результативность деятельности предприятия и
определяет стратегию его развития.
2.Осознанное принятие личной ответственности за общий продукт совместной деятельности организации. Добросовестное отношение к своим производственным обязанностям становится нормой поведения работника. Общественное мнение негативно настроено к проявлениям фиктивной трудовой активности.
3.Ориентация сотрудника на поиск, разработку, выбор и воплощение наиболее оптимальных способов осуществления своей деятельности. У работников формируется ощущение ответственности за качество продукта и порождает заинтересованность в его повышении. Трудовая деятельность любого вида приобретает творческий характер, что создает общую атмосферу увлеченности своей работой.
4.Профессионально-трудовая деятельность позитивно влияет на личностное развитие.
5.Ощущение взаимоадекватности личных и коллективных критериев собственной ценности. Успешность сотрудника в результате становится основанием и для самоуважения и для уважения со стороны коллег. Повышается эффективность делового взаимодействия, что является объективным условием установления доброжелательных межличностных отношений в коллективе.
Некоторые российские исследователи выделяют следующие типы современной
российской организационной культуры: «друзья», «семья», культура «начальника».
Тип «друзья» характерен для фирм, создаваемых в годы перестройки, когда
открывались возможности для создания новых структур, для смены сферы
деятельности. Пробиться в новой сфере в одиночку было очень трудно, люди
чувствовали себя неуверенно, и поэтому они привлекали в свои фирмы друзей и
близких. В коммерческой деятельности друзья стремились, прежде всего, сохранить
дружбу, но организационные цели рано или поздно входили в противоречие с
культурой межличностных отношений и разрушали их, дружба превращалась в
соперничество и даже ненависть.
Организация с типом «семья» характеризуется жёсткой иерархией, существуют роли
отца и матери, старших и младших сестёр и братьев. Взаимоотношения основаны на
чувствах, полное отсутствие каких-либо официальных правил. Руководитель уверен,
что подчинённые должны понимать его с полуслова и полунамёка, а подчинённые, не
получая чётких указаний, пытаются сами почувствовать, чего руководитель от них
хочет. Такая «игра в телепатию» приводит к серьёзным ошибкам и потерям для
организации. Как правило, при жёсткой статусной иерархии обязанности и функции
не распределены. Каждый «старший» может что-то поручать любому «младшему», иметь
с ним секреты, а каждый «младший» стремится проявить себя перед «отцом». Каждый
здесь делает не то, что он обязан, а то, что ему кажется наиболее важным, исходя
из семейных отношений.
Культура «начальника» характеризует тот факт, что в России существует страх
перед начальником, руководителем. В то же время все проблемы организации
связывают с ошибками вышестоящего руководства. Руководителей принято считать
некомпетентными, а иногда просто глупыми. Сотрудники верят, что в других
компаниях есть хорошие руководители, которые могли бы всё изменить и сделать
лучше. В результате люди на всех уровнях иерархии ругают вышестоящих, при этом
ощущая свою реальную беспомощность.
2022 © kurs-dollar-euro.ru