Система сбалансированных показателей
Система сбалансированных показателей — это
механизм последовательного доведения до персонала стратегических факторов
успеха, целей компании и контроль их достижения через так называемые ключевые
показатели эффективности (КПЭ), в английском варианте — Key Performance
Indicator (KPI). KPI являются, по сути, измерителями достижимости целей, а также
характеристиками эффективности бизнес-процессов и работы каждого отдельного
сотрудника. В этом контексте, Система сбалансированных показателей
является инструментом не только стратегического, но и оперативного управления.
Преимущество Системы сбалансированных показателей состоит в том, что
предприятие, внедрившее эту систему, получает в результате «систему координат»
действий в соответствии со стратегией на любых уровнях управления. KPI и
мотивация персонала позволяют реализовать стратегию компании, описанную и
формализованную с помощью Системы сбалансированных показателей.
Система сбалансированных показателей это:
•Новая система управления компанией.
•Механизм реализации стратегии и ее корректировки.
•Инструмент перевода стратегии в плоскость конкретных целей, показателей и
задач.
•Надежный инструмент контроля показателей будущего.
•Система мотивации персонала.
•Система обратной связи, обучения и постоянного развития.
В чем отличие системы сбалансированных показателей от других систем управления:
Система сбалансированных показателей управляет не только финансовыми
показателями, но и нефинансовыми.
Система сбалансированных показателей — это система управления с
помощью показателей, а не система измерения показателей.
Система сбалансированных показателей — управляет компанией,
объединяя все процессы воедино.
Система сбалансированных показателей — это система управления не
только для руководителей компании, но и для всех сотрудников.
Система сбалансированных показателей — работает, а не просто
разрабатывается и кладется в стол.
Система сбалансированных показателей — сравнительно новая технология.
Balanced Scorecard разработана на основе выводов исследования, проведенного в
начале 1990-х годов профессором Harvard Business School Робертом Капланом (Dr.
Robert S. Kaplan) и президентом консалтинговой фирмы Renaissance Solutions
Дэвидом Нортоном (David P. Norton). Исследование проводилось с единственной
целью: выявить новые способы повышения эффективности деятельности и достижения
целей бизнеса.
Основной принцип ССП, который во многом стал причиной высокой эффективности этой
технологии управления — управлять можно только тем, что можно измерить.
Иначе говоря, цели можно достигнуть только в том случае, если существуют
поддающиеся числовому измерению показатели, говорящие управленцу, что именно
нужно делать и правильно ли с точки зрения достижения цели он делает то, что
делает.
Система сбалансированных показателей делает акцент на нефинансовых
показателях эффективности, давая возможность оценить такие, казалось бы, с
трудом поддающиеся измерению, аспекты деятельности как степень лояльности
клиентов, или инновационный потенциал компании.
К настоящему времени компания Balanced Scorecard Collaborative разработала
функциональные стандарты — минимальный набор требований, которому должно
соответствовать программное обеспечение, поддерживающее корпоративную систему
ССП. Эти функциональные стандарты также дают базовые ориентиры в методологии ССП
тем организациям, которые задумываются о построении подобных систем или
приобретении соответствующего ПО. Дизайн ССП должен включать шесть обязательных
элементов.
1. Перспективы (perspectives) — компоненты, при помощи которых проводится
декомпозиция стратегии с целью ее реализации. Обычно используются четыре базовые
перспективы, однако их список можно дополнить в соответствии со спецификой
стратегии компании. Базовыми перспективами являются: Финансы (получение
стабильно растущей прибыли — как видят нас акционеры компании), Клиенты
(улучшение знания каждого клиента — как видят нас клиенты), Процессы (внутренние
процессы компании — чем мы выделяемся среди конкурентов), Персонал (обучение и
развитие)и инновации (как мы создаем и увеличиваем ценность для наших клиентов).
2.Стратегические цели (objectives) определяют, в каких направлениях будет
реализовываться стратегия.
3. Показатели (measures) — это метрики достижений, которые должны отражать
прогресс в движении к стратегической цели. Показатели подразумевают определенные
действия, необходимые для достижения цели, и указывают на то, как стратегия
будет реализована на операциональном уровне.
4. Целевые значения (targets) — количественные выражения уровня, которому должен
соответствовать тот или иной показатель.
5. Причинно-следственные связи (cause and effect linkages) должны связывать в
единую цепочку стратегические цели компании таким образом, что достижение одной
из них обуславливает прогресс в достижении другой (связь по типу «если-то»).
6. Стратегические инициативы (strategic initiatives) — проекты или программы,
которые способствуют достижению стратегических целей.
Следует отметить, что каждый из шести необходимых элементов системы BSC обычно
формулируется с большей детализацией. Так, показатели и целевые значения могут
задаваться при помощи формул, объектов измерения, источников данных, периодов
предоставления отчетности, плановых дат достижения целевых показателей и т. п.
Инициативы также требуют документирования графиков работ, определения ресурсов,
потенциальных рисков и преимуществ. Наконец, функциональные стандарты BSCol
предписывают графическое представление стратегии компании в виде карт
стратегических целей, а также визуальную индикацию текущего состояния компании
(в настоящее время такие возможности имеются в программных приложениях для
создания менеджерских панелей показателей). При достаточно четкой
проработанности и структурированности концепция BSC остается открытой для
изменений и нововведений и позволяет компаниям тем или иным образом адаптировать
заложенный в ней инструментарий к своим нуждам. Зарубежные источники в настоящее
время изобилуют примерами построения систем BSC — как вполне успешными, так и
вскрывающими определенные проблемы реализации этой концепции на практике.
Российские предприятия только начинают присматриваться к данному инструменту
реализации стратегии, и потому убедиться воочию в ее действенности пока
затруднительно. Тем не менее присмотреться к опыту компаний, которые в настоящее
время внедряют BSC для стратегического управления, все же имеет смысл.
Технологически построение Системы сбалансированных показателей для
отдельно взятой компании включает несколько необходимых элементов:
•карту стратегических задач, логически связанных со стратегическими целями,
•непосредственно карту сбалансированных показателей (количественно измеряющих
эффективность бизнес-процессов, «точку достижения цели» и сроки, в которые
должны быть достигнуты требуемые результаты),
•целевые проекты (инвестиции, обучение и т. п.), обеспечивающие внедрение
необходимых изменений.
•«приборные панели» руководителей различных уровней для контроля и оценки
деятельности.
2022 © kurs-dollar-euro.ru