Бюджетирование
Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий
контроль за их исполнением. Одна из составляющих системы финансового управления,
предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта
во времени.
Основное отличие бюджетирования от финансового планирования заключается в
делегировании финансовой ответственности.
Для автоматизации бюджетирования часто используется специализированное
программное обеспечение таких фирм как 1С, Oracle, SAS, Cognos или систем
Compiere, ADempiere и других.
Бюджетирование, ориентированное на результат(ы),
БОР (Performance budgeting) — методология подготовки и исполнения бюджета, при
которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с
достигаемыми результатами. Также известны названия данной методологии, как «бюджетирование
по результатам» и «программно-целевой подход».
История развития Бюджетирования в России
Бюджетная реформа,
ориентированная на внедрение бюджетирования в системе органов исполнительной
власти в Российской Федерации, осуществляется с 2004 года. Координатором реформы
является Министерство финансов Российской Федерации (Департамент бюджетной
политики, Департамент межбюджетных отношений). В широком смысле переход к
принципам БОР включает:
• Переход в федеральных органах исполнительной власти к управлению по
результатам и среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результат
(СБОР);
• Проведение реформы межбюджетных отношений;
• Проведение оптимизации сети бюджетных организаций;
• Повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.
Внедрение управления по результатам в федеральных органах исполнительной власти
осуществлялось в 2004—2006 годах в форме эксперимента.
Нормативная база
бюджетирования, ориентированного на результат:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249
(ред. от 23.10.2004 г.) «О мерах по повышению результативности бюджетных
расходов», в том числе: Концепция реформирования бюджетного процесса в
Российской Федерации в 2004—2006 годах, Положение о докладах о результатах и
основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования; [2]
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239
«Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных
целевых программ»; [3]
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. N 259
«Об утверждении положения о разработке Сводного доклада о результатах и основных
направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2006—2008 годы».
[4]
Концепция реформирования бюджетного процесса, ориентированного на внедрение БОР,
включает следующие основные задачи:
1. Приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям
международных стандартов, введение интегрированного с бюджетной классификацией
плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и
обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.
2. Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета, через аналитическое
разделение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств. Действующие
обязательства подлежат безусловному включению в расходную часть бюджета, если не
принято решение об их отмене или приостановлении. Новые расходные обязательства
должны устанавливаться лишь при наличии соответствующих финансовых возможностей
на весь период их действия и при условии обязательной оценки их ожидаемой
эффективности.
3. Включение в перспективный финансовый план ежегодно смещаемого на год вперед
распределения ассигнований между субъектами бюджетного планирования на
трехлетний период. Переход к утверждению перспективного финансового плана
Правительством Российской Федерации.
4. Введение в практику бюджетного процесса формирования ведомственных целевых
программ, в рамки которых должна быть включена значительная часть бюджетных
расходов, осуществляемых по сметному принципу. Ориентация федеральных целевых
программ на решение крупных и требующих длительных сроков реализации
инвестиционных, научно-технических и структурных проектов межотраслевого
характера с четко сформулированными и количественно измеримыми индикаторами
результативности.
5. Переход к распределению бюджетных ресурсов между распорядителями бюджетных
средств и бюджетными программами в зависимости от планируемого уровня достижения
поставленных перед ними целей, в соответствии со среднесрочными приоритетами
социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную
перспективу объемов бюджетных ресурсов.
6. Расширение сферы применения механизмов поддержки отобранных на конкурсной
основе региональных и муниципальных программ бюджетных реформ в рамках
создаваемого с 2005 года Фонда реформирования региональных и муниципальных
финансов.
2022 © kurs-dollar-euro.ru